За окном ещё брезжил свет ночных фонарей, и только-только на горизонте занималась заря. «Говорят, что час перед зарёй – это самый тёмный час» - пел когда-то Майк Науменко. Предрассветный час не только самый тёмный, но и самый тихий. Выходишь на улицу и слышишь, как город умиротворённо сопит и похрапывает, вокруг – ни души, и даже светофоры не издают никаких звуков, боясь нарушить хрупкую тишину, предвещающую новый день.
– – Пассажир, просыпайтесь! Скоро прибываем на вокзал! – Предрассветная тишина разлетелась вдребезги.
От странного ощущения, словно еду в вагоне ночного поезда, - кровать слегка раскачивало из стороны в сторону, - я проснулась.
«Землетрясение!» - промелькнуло в голове, и тут же восторг от ностальгического воспоминания о стуке колёс сменился ужасом и лёгкой паникой: а что делать-то? Может быть, закутаться поплотнее в одеяло и ждать, пока всё утихнет? Чучух-чучух. Или надо вскочить, схватить всё самое необходимое и бежать из дома? Чучух-чучух. А может, наоборот, лучше остаться внутри здания, залезть под стол, встать в дверной проём? Пока я лежала, укрывшись с головой под одеялом, в надежде, что здесь я в безопасности и старый плед станет самым надёжным щитом ото всех напастей, всё стихло. Мой поезд успешно причалил к перрону, и пора было собираться на выход. Землетрясение было заметным, но не опасным и кончилось настолько быстро, что многие мои знакомые даже сообразить не успели, что произошло.
Так как Япония – островное государство, находящееся на стыке двух тектонических пластов – Азиатского и Тихоокеанского, их трения вызывают землетрясения, цунами и приводят к катастрофическим последствиям. Японцы, живущие в таких условиях с незапамятных времён, воспринимают все катаклизмы как само собой разумеющееся, как нечто неизбежное, неотвратимое, как великую силу, с которой нужно не столько бороться, сколько суметь найти общий язык.
Для меня же, человека континентального, землетрясение было чем-то из ряда вон выходящим, чем-то страшным, о чём раньше слышала только по телевизору и читала в книгах. Землетрясение оказалось реальнее, чем я могла себе представить.
Начав разбирать ворох макулатуры, скопившийся за эти месяцы, нашла несколько справочников, брошюр и руководств, как раз посвящённых правилам поведения и действиям в случае природных катаклизмов. Все мы знаем эти элементарные истины, но в критической ситуации, всё напрочь вылетает из головы.
Итак, что делать, если под ногами внезапно началась ощутимая тряска? В первую очередь все брошюры советуют лезть под стол/большую кровать/в ванну, чтобы уберечь себя от возможных ударов падающих предметов. После того, как колебания прекратились, следует проверить состояние всех коммуникаций: нет ли утечки газа, в порядке ли электричество и водопровод.
Если же колебания настолько сильные, что вас сбивает с ног, нужно немедленно покинуть здание и выйти на открытую площадку, находящуюся в отдалении от аварийных зданий, на что даётся около 15-20 секунд.
Конечно же, самое главное – соблюдать спокойствие, сохранять ясность мысли и работать сообща с окружающими, помогая пострадавшим. Говорят, что именно коллективизм, выдержка, стойкость и поддержка помогли японцам мужественно пережить последствия землетрясения 2011 года, воспоминания о котором всё ещё свежи в памяти.
Автор: Бунькова Дарина